«Наши вечные темы — это коррупция, бюрократия, хулиганы, алкоголики». Как выглядит XX век в рисунках карикатуристов журнала «Чаян»
Сатирический журнал «Чаян» (в переводе с татарского — «Скорпион») — татарстанский медиабренд, проверенный десятилетиями, культурный маркер и один из символов бережного отношения республики к своему наследию. За свою 90-летнюю историю он менял формат и языковую принадлежность, закрывался и возрождался, соперничал со своими аналогами из соседних советских республик, сумел пережить главного конкурента, «старшего брата» — журнал «Крокодил» и стал единственным в мире сатирическим изданием на татарском языке. Два года назад последний главред «Крокодила» Сергей Мостовщиков и художник Светлана Дорошева создали проект «История глазами „Крокодила“. ХХ век» и выпустили книжную серию из 12 томов, рассказывающую историю страны в карикатурах сатирического журнала. Вдохновившись проектом, «Инде» отправился в редакцию «Чаяна», поговорил с его главным редактором и художником и узнал, как видели события и явления 1930–1990-х годов татарстанские карикатуристы.
Об истории
«Чаян» возник не на пустом месте: у татар давние традиции юмористических и сатирических изданий. В 1906–1907 годах в Оренбурге издавались журналы «Чикерткә» («Кузнечик») и «Чүкеч» («Молот»), в Астрахани — «Туп» («Пушка»), в Уральске — «Уклар» («Стрелы»). В последнем трудился и Габдулла Тукай. В 1908 году он вместе с Галиасгаром Камалом основал в Казани журнал «Яшен» («Молния»), впоследствии запрещенный правительством, а затем издание-преемник «Ялт-йолт» («Зарница»). История же «Чаяна» началась в 1923 году. Тогда журнал был скромным в полиграфическом плане. «Чаян» выходил черно-белым, с одной и той же обложкой в течение года: художников-карикатуристов в республике практически не было. Первыми авторами «Чаяна» стали поэты Муса Джалиль и Хади Такташ, писатели Кави Наджми и Адель Кутуй. Журнал развивался, со временем в верстке появился цвет. В 1929 году «Чаян» перешел с арабской графики на латиницу, еще через несколько лет — на кириллицу. В 1941 году началась война, и стало не до смеха. Последний номер «Чаяна» вышел в июне того же года, издание журнала возобновилось только через десять лет — в декабре 1951 года. Самое интересное, что «Уголок „Чаяна”» во время войны был в татароязычных фронтовых газетах для красноармейцев. Правда, редакции «Чаяна» как таковой тогда не было: все сотрудники были разбросаны по фронтам, использовался только бренд журнала. А для создания «Уголка» приглашали художников и журналистов, которые были в полку или участвовали в создании армейских газет. Так что можно сказать, что «Чаян» работал и в военное время и внес свой вклад в победу.
Обложка второго номера журнала «Чаян», 1923 год.
На рисунке: представители передовых классов того времени — рабочие, крестьяне, красноармеец — стоят на мосту через Булак и смеются над буржуазией — купцом, муллой, помещиком, баем, которых кусает скорпион.
Первоначально журнал издавался только на татарском языке, но в 1956 году было принято решение выпускать «Чаян» и на русском. После этого выросли и тираж, и количество читателей. «Чаян» стал всесоюзным изданием: формально это был журнал автономной республики, но он расходился по всей стране. Его активно читали в тех регионах, где жили татары. Много подписчиков было на Украине, в Краснодарском крае, Сибири, на Дальнем Востоке. По тиражу — 1 миллион экземпляров — «Чаян» был на третьем месте среди юмористических изданий СССР после московского «Крокодила» и украинского «Перца». При всесоюзной популярности «Чаян» был в первую очередь именно республиканским журналом. Мы писали о городских проблемах, проблемах региона — о бюрократизме, взяточничестве, нехватке жилья, пьянстве, дефиците, хулиганстве, взаимоотношениях города и деревни, — но они были характерны для всей страны. «Чаян» был интересен читателю наряду с «Крокодилом». Московский журнал был популярен за счет внешнеполитической повестки и освещения глобальных проблем, а «Чаян» — из-за того, что говорил о проблемах простых людей, связанных с жильем, дорогами, сельским хозяйством.
«Чаян» — это достояние культуры и журналистики Татарстана. Он единственный в мире юмористический журнал на татарском языке. Мы бы не выжили в 1990-е, если бы не поддержка властей Татарстана. Насколько мощным изданием был «Крокодил», и он исчез: сначала журнал трансформировался, коллектив пытался стать его акционером, а потом «Крокодил» пошел по рукам богатых людей и попросту кончился. Это, конечно, очень грустно. То же самое в 2014 году случилось с журналом «Перец».
Политика
«Халыкның гадел хөкеменең кылысы» («Меч народного правосудия»)
«Чаян», № 5, март 1938 года
На обложке: первый секретарь Татарского обкома партии Альфред Лепа (1933−1937)
Верхняя подпись: «На XVII областной конференции ВКП(б).
Товарищ Лепа:
— Видите, к кругу, обозначающему цех, протянуто очень много ниток. Они показывают, сколько хозяев тянут этот цех, сколько хозяев управляют, занимаются администрацией этого цеха…»
Нижняя подпись: «„Хозяева”:
— Сколько человек тянем, почему не можем перевернуть?»
«Чаян», № 2, январь 1934 года
Рисунок Г. Арсланова
«Европа экономик берләшмәсен төзү — ул Европа илләренең экономикасын тулысынча АКШка буйсындыру дигән сүз. (Газеталардан)»
(«Строительство Европейского экономического союза означает полное подчинение европейской экономики США. (Из газет)»)
«Чаян», № 15, август 1957 года
Рисунок Н. Бурханова
«Трибуна Дага Хаммаршельда»
«Чаян», № 8, 1961 год
Рисунок Б. Старчикова
«Сделано в США / Сделано в Кубе»
«Чаян», № 11, 1961 год
Рисунок Б. Старчикова
«— Какое это зданьице против вас стоит?
Монополист:
— Там заседает мое правительство»
«Чаян», № 16, 1961 год
Рисунок И. Бобровицкого об иллюзии противостояния капиталистического государства монополиям
«— Легче всего отменить то, чего нет»
«Чаян», № 3, февраль 1971 года
Рисунок Л. Ельковича об отмене в Испании действия статей Конституции, гарантирующих свободу личности
«— Додумался же поставить на чистую скатерть! Это ведь „Свободная Европа”!»
«Чаян», № 3, февраль 1975 года
Рисунок Л. Насырова
«Старый трюк»
«Чаян», № 12, июнь 1982 года
Рисунок Л. Ельковича
«Чаян», № 8, апрель 1991 года
Рисунок Л. Бочковой
«Чаян», № 9, май 1991 года
Рисунок С. Ермилова
О стиле и графике
Рафаэль Халилуллов
главный редактор
В «Чаяне» отражена история нашей страны: не только в событиях, о которых мы писали и рисовали, но и в духе, стиле, верстке журнала. У каждого периода издания «Чаяна» есть свои графические особенности. 1950-е годы — это монументальная классическая графика, близкая к реализму. В это время чаще всего рисовали о сельском хозяйстве и международных отношениях. В отличие от довоенного периода с его достаточно скромным оформлением, когда журналом занимались один или два художника, в 1950-е годы в «Чаяне» работала целая команда под руководством Павла Новичкова — Эрнст Гельмс, Иван Хантемиров, Борис Старчиков, Иосиф Бобровицкий и другие.
В 1960-е годы в «Чаяне» публиковали более свободные, вольные по стилистике карикатуры — вероятно, из-за «оттепели». На мой взгляд, тогда выходили одни из самых ярких выпусков журнала. С нами сотрудничали известные живописцы Харис Якупов и Лотфулла Фаттахов, художник Константин Васильев. Много новых художников пришло в редакцию в 1970–1980-е годы. Это Айдар Утяганов, Рушан Гатауллин, Фарид Вахитов, Вячеслав Бибишев, Александр Алешин, которые работали бок о бок с известными мастерами — Эрнестом Дышаевым, Леонидом Ельковичем и Валентином Космылиным.
Александр Алешин, главный художник
В Казани хорошая школа художников: редкий город может похвастаться таким количеством карикатуристов. В «Чаяне» работали Борис Старчиков, Леонид Насыров, Герман Огородников (все печатались в «Крокодиле». — Прим. «Инде»), аниматор, двукратный номинант на «Оскар» Константин Бронзит. Наши карикатуристы всегда славились хорошей школой и сильной графикой, потому что у них была хорошая база в виде архитектурного или художественного образования.
Стиль советских карикатур формировался под влиянием зарубежных журналов — польского Szpilki, венгерского Ludas Matyi, немецкого Eulenspiegel. А в послевоенные 1950-е годы карикатурой занимались художники, которые рисовали плакаты и книжную графику. Материалы того времени трудно отличить от иллюстраций и тех же плакатов: у них реалистичная акварельная прорисовка, это живописные рисунки.
Быт / общество
«У наркомводцев пароходы плохо плавают летом, но зато и летом, и зимой сами наркомводцы плавают в канцеляриях замечательно». (Из доклада товарища Кагановича на XVII съезде)
«Чаян», 1934 год
«— Спасайте, тону!»
«Чаян», № 12, июнь 1956 года
Рисунок П. Новичкова
«После очередного матча.
— Что с ними?
— Новая болезнь — „стадионит”»
«Чаян», № 12, июнь 1956 года
Рисунок В. Игнатьева об отсутствии трибун на стадионе «Динамо»
«Провалился»
«Чаян», № 1, январь 1963 года
«К вопросу о браке»
«Чаян», № 10, 1963 год
Рисунок Л. Ельковича о сдаче строительных объектов с большим количеством недоделок
«— Царица небесная!»
«Чаян», № 13, 1963 год
Рисунок З. Хусаинова о полете Валентины Терешковой на космическом корабле «Восток-6»
«Отгородимся от бурь словесных молом.
К делу!
Работа жива и нова,
А праздных ораторов —
На мельницу!
К мукомолам! Водой речей вертеть жернова»
«Чаян», № 13, 1963 год
Рисунок В. Игнатьева
«Приговор приведен в исполнение»
«Чаян», № 17, 1963 год
Рисунок В. Космылина
«— Вот это елка! И уходить неохота!»
«Чаян», № 24, декабрь 1963 года
Рисунок В. Игнатьева
«Гагарин:
— Приземляйся!
Титов:
— Боюсь, закачает!»
«Чаян», № 16, 1961 год
Рисунок И. Бобровицкого
«Пожелание Чаяна писателям и издателям»
«Чаян», № 2, январь 1963 года
Рисунок И. Бобровицкого, посвященный съезду писателей Татарии
«— Решил родителям посылку отправить.
— А ты предупредил их об этом?
— Да! Еще несколько лет назад»
«Чаян», № 16, август 1965 года
«— Посидим, пока молодые. Состаримся — настоимся...»
«Чаян», № 6, март 1971 года
Рисунок И. Хантемирова
«Этот малыш через три года мировым батыром будет!»
«Чаян», № 8, апрель 1971 года
Рисунок И. Ахмадеева на тему строительства КамАЗа к 1974 году
«На одной скамье»
«Чаян», № 14, июль 1971 года
Рисунок И. Хантемирова о гонении властями США «буржуазной» газеты The New York Times после публикации разоблачения политики правительства, развязавшего войну против Вьетнама
«— Видишь, мой Хасан еще раз доказал, что он гораздо культурнее твоего Рашида!»
«Чаян», № 7, апрель 1975 года
Рисунок Э. Гельмса
«— А с современными станками вы ознакомитесь на самом предприятии»
«Чаян», № 16, август 1971 года
Рисунок В. Игнатьева на тему качества образования в профтехучилищах
«— Вася, кальян — это уже слишком!..»
«Чаян», № 4, февраль 1986 года
Рисунок В. Игнатьева
«— А это этюды из моей поездки на природу»
«Чаян», № 19, октябрь 1986 года
Рисунок В. Игнатьева
«— Яслегә урнаштырып китмәсән, җибәрмим!»
(«— Не отпущу, пока не устроишь в ясли!»)
«Чаян», № 4, февраль 1982 года
Рисунок Л. Ельковича
«Чаян», № 23, декабрь 1991 года
Рисунок А. Дьякова
«— Раньше у нас все было, кроме секса, а теперь наоборот...»
«Чаян», № 10, май 1991 года
Рисунок И. Хантемирова
«Чаян», № 9, май 1991 года
Рисунок С. Ермилова
«— Что-то мы с этой конверсией намудрили!..»
«Чаян», № 6, март 1991 года
Рисунок В. Феоктистова
«Чаян», № 5, март 1991 года
Рисунок Т. Фаизова
«Чаян», № 1, январь 1991 года
Рисунок А. Шульпинова
О цензуре
Рафаэль Халилуллов
главный редактор
Я пришел в «Чаян» 30 лет назад и прошел все ступеньки карьерной лестницы журнала: сначала был корреспондентом, затем заведующим отделом, заместителем редактора. На протяжении последних шести лет я работаю главным редактором. Сколько я себя здесь помню, у нас никогда не было табу, списка, что можно и нельзя делать. В «Чаян» не звонили сверху со словами «вы что себе позволяете?». Мы свободны, но чувство меры надо знать. Не секрет, что внутри каждого журналиста сидит маленький цензор. Мы знаем, где проходит грань между «можно» и «нельзя». Во-первых, есть закон о печати, в котором все четко прописано: нельзя оскорблять национальные и религиозные чувства людей, их честь и достоинство, вторгаться в личную жизнь и так далее. Во-вторых, существуют неписаные правила. Возьмите ситуацию с Charlie Hebdo. На момент скандала я вообще не знал об этом журнале, хотя слежу за нашими зарубежными коллегами. Это маргинальный журнал в масштабах одной страны: шутки ниже пояса, развязность, вседозволенность. Мы бы никогда не позволили себе такие темы. Убивать людей за их взгляды — это нонсенс, но так шутить, конечно, тоже нельзя.
Высмеивая недостатки, мы стараемся улучшать нравы людей. Иначе для чего мы существуем? Наши вечные темы — это коррупция, взяточничество, бюрократия, хулиганы, мошенники, алкоголики. В советское время «Чаян» не публиковал карикатуры на наших политиков — тогда это было не принято, а на известных деятелей культуры — да. Но в 2000-е в «Чаяне» появлялись дружеские шаржи на Минтимера Шаймиева, Рустама Минниханова и на других известных татарстанских политиков. Негативной реакции на них не было: это люди с отличным чувством юмора.
В журнале публикуются не только карикатуры, юморески и анекдоты, но и критические материалы, расследования. Бывали случаи, когда на «Чаян» «наезжали». Несколько лет назад один крупный агрохолдинг обиделся на наш материал. Мы написали о том, как он занял земли, принадлежащие по документам крестьянам. Факты были железные, но автор материала ошибся в названии дочерней структуры, через которую действовал агрохолдинг. Эта формальная зацепка послужила поводом к миллионному иску. Ошибку на суде мы тогда признали, опубликовали правку и выплатили обиженному истцу гораздо меньшую сумму.
Александр Алешин
главный художник
Нас почти никто не контролирует — мы сами себе цензоры. Мы воспитанны, различаем, над чем смеяться можно, а над чем нет. Если говорить о политических карикатурах, то мы рисуем всех, кто не с нами: Меркель, Обаму. Российских и местных чиновников обходим стороной: нас же субсидирует правительство, мы не можем над ним смеяться.
Городская жизнь
Верхняя подпись: «Бюрократы и краснобаи являются преградой в деле организации индивидуальных грядок-огородов рабочих. (Из „Правды”)»
Нижняя подпись: «Преграды, которые необходимо разрушить»
«Чаян», № 5, 1934 год
Рисунок Г. Арсланова
«Из летописи „Чаяна“. (Историческая справка для работников Казанского горисполкома)»
«Чаян», № 7, 1956 год
Рисунок И. Затекина
«Кояш:
— Мина гына ышанып тормагыз, үзегез дэ кыймылдагыз!»
(«Солнце:
— Не надейтесь только на меня, действуйте и сами!»)
«Чаян», № 5, март 1957 года
Рисунок И. Бобровицкого
«— Вот и до Казани добрался. Надо переобуться!»
«Чаян», № 24, декабрь 1956 года
Рисунок Х. Ахметзянова
«Торжественное открытие клумбы»
«Чаян», № 13, 1963 год
Рисунок Э. Гельмса
«— А этот элемент называется „поддержкой”»
«Чаян», № 1, январь 1978 года
Рисунок С. Насыровой
«Ну вот, а ты хотел встречать Новый год в лесу!..»
«Чаян», № 24, декабрь 1986 года
Рисунок В. Лугвинева
«Исполком разрешил организовать здесь склад, но поставил некоторые условия...»
«Чаян», № 1, январь 1982 года
Рисунок Э. Гельмса
«Чаян», № 8, апрель 1982 года
Рисунок И. Хантемирова
«— Вот когда я ее рушил — был свободен от всякой совести!..»
«Чаян», № 6, март 1991 года
Рисунок И. Хантемирова
О читателях
Рафаэль Халилуллов
главный редактор
В советские времена читателей у «Чаяна» было, конечно, больше. Журнал стоил 15 копеек, продавался в каждом киоске. Его читали все, вне зависимости от возраста, пола и социального положения. Вдобавок «Чаян» наряду с «Крокодилом» был практически монополистом на рынке юмористических изданий. А сегодня юмора много и он разный: для молодежи и взрослых, для умных и не очень, тонкий и грубый, циничный и простодушный. Думаю, нынешний читатель «Чаяна» — это ценитель качественного юмора: не ниже пояса, а того, который ближе к литературе, заставляет думать, апеллирует к эрудированному читателю. И мы — коллектив из 12 штатных сотрудников редакции — стараемся держать планку на этом уровне.
О будущем
Рафаэль Халилуллов
главный редактор
Конечно, на современном медиарынке существует тенденция смерти бумажных изданий. Недавно я посещал семинар по соцсетям. Спикер прямо заявил, что через два-три года нас не будет. Но я считаю, что «Чаян» все же останется. Возможно, бумажных книг, газет и журналов будет меньше, они изменят форму, но окончательно не исчезнут. Характерный пример. Пару лет назад мы предложили публиковаться у нас питерскому художнику Виталию Подвицкому. У него есть свой сайт, он популярен в интернете, но Виталий ухватился за возможность публиковаться на бумаге, даже за символические гонорары. Интернет — это виртуальное кладбище брендов, а журнал существует здесь и сейчас. Так что, я думаю, у нас есть будущее. Конечно, мы параллельно развиваем наш сайт, со временем часть нашей работы будет уходить туда. Но надеюсь, что журнал тоже будет существовать.
Александр Алешин
главный художник
Будущее «Чаяна» — это сложный вопрос. Надеюсь, журнал поддержат. Было бы здорово распространять его по библиотекам, школам, больницам, пенсионерам. На самом деле журнал востребован. Недавно «Чаян» участвовал в международной выставке «Вся пресса» в Москве. Со стенда с республиканской продукцией исчезали только «Чаян» и «Казань». К нам даже подходил Геннадий Зюганов, сказал, что «Чаян» — великий журнал. Правда, молодежь почти не знает о «Чаяне», а жаль.
Женский вопрос
«„Крестьянка”:
— Колхозка ничек эләгергэ икән?
— Ник еракка йөрергэ? Без сиңа шәhәрнен узендэ менә дигән фатир таптык»
(«„Крестьянка”:
— Как попасть в колхоз?
— Зачем так далеко ходить? Мы для тебя нашли квартиру в городе»)
«Чаян», № 5, март 1957 года
Рисунок И. Бобровицкого на тему неравномерного распределения по Татарстану тиража журнала «Крестьянка»
«— Гражданин, здесь женское отделение!
— Простите, я девушка...»
«Чаян», № 9, 1963 год
Рисунок В. Игнатьева
«Самый лучший букет»
«Чаян», № 4, февраль 1961 года
Рисунок В. Игнатьева о «школе универсалов» Казанского химзавода, все работницы которой имеют от трех до десяти специальностей
«— А мы на службе договорились переделать за жен всю их домашнюю работу»
«Чаян», № 4, февраль 1975 года
Рисунок Л. Бочковой
«— Сами видите, у нас гарантирована полная свобода женщин!»
«Чаян», № 18, сентябрь 1975 года
Рисунок С. Насыровой
«— Могу я хотя бы 8 марта поговорить спокойно?!
— Да ведь уже 9-е наступило!»
«Чаян», № 4, февраль 1980 года
Рисунок Э. Дышаева
Отношения
«— Син ачуланма инде, сөеклем! Бүген тагын вакытында кайта алмыйм! Алдынгылар белән очрашу уткәрәсе бар...»
(«— Дорогая, ты уж не ругайся. Сегодня снова не смогу вернуться вовремя. Нужно встретиться с передовиками»)
«Чаян», № 5, март 1957 года
Рисунок П. Григорьева
«Вәгъдәлкин гаиләсендә шау-шу.
— Һаман-hаман буш вэгъдәләр бирергә, җыелыш түгел бу сиңа»
(«Ссора в семье Обещалкина.
— Это тебе не собрание, чтобы всегда давать пустые обещания!»)
«Чаян», № 12, июнь 1957 года
Рисунок Ж. Булата
«От души.
— Согласно 3 подпункта 6 пункта 12 параграфа приказа начальника ЗАГСа желаю вам долгой счастливой жизни»
«Чаян», № 9, 1963 года
Рисунок Р. Иммашева
«С приводом»
«Чаян», № 10, 1963 год
Рисунок Э. Гельмса
«Любовь заврайкомхоза.
— Я тебя буду носить на руках!..»
«Чаян», № 9, май 1965 года
Рисунок Г. Арчуашвили
«— Неужели и сегодня он не признался тебе в самом главном?
— Признался! Всего 100 получает»
«Чаян», № 8, апрель 1971 года
Рисунок В. Игнатьева
«— Может, лучше сходим в кино?»
«Чаян», № 17, сентябрь 1970 года
Рисунок И. Качалова
«— Что за чертовщина? Опять откуда-то деньги высосал!..»
«Чаян», № 2, январь 1980 года
Рисунок В. Космылина
«— Ты куда-то уходила?
— Да, но у него тоже телевизор...»
«Чаян», № 5, март 1980 года
Рисунок В. Космылина
«— Какие были мужчины!»
«Чаян», № 5, 1980 год
Рисунок З. Хакимова
О прошлом
Александр Алешин
главный художник
К подшивкам «Чаяна» я обращаюсь редко, — когда отбираю материалы для рубрики «Ретро от мэтров», разворота с карикатурами и материалами прежних лет. Мы не ищем в архивах вдохновение — это вчерашний день. На старых карикатурах сложно найти смешные ситуации: как правило, это просто социальные рисунки с робкими шутками. Но некоторые материалы актуальны и сегодня. Например, во времена СССР мы смеялись над Западом. В принципе то же самое происходит и сейчас.
Рафаэль Халилуллов
главный редактор
Мы делаем рубрику «Ретро от мэтров», чтобы напомнить читателю об истоках «Чаяна». История журнала великая и большая, нужно регулярно вспоминать о наших предшественниках, авторах-гигантах, благодаря которым и вырос современный «Чаян». Во время отбора рассказов и рисунков прежних лет мы обнаружили, что они актуальны и по сей день, и это удивительно. Проблемы и герои остались прежними, ретро-материалы выдают лишь какие-то детали ушедших эпох. А юмор не устаревает, он вне моды и вне времени.
Мода
«— Фасоннар аз дип сукраналар. Мә, бер яңарак фасон эзләп ал шуннан»
(«— Жалуются на малое количество фасонов. Вот, найди здесь фасоны поновее»)
«Чаян», № 22, ноябрь 1957 года
Рисунок П. Новичкова
«— Что-то я вас не признаю…
— А меня тут многие раньше не признавали!»
«Чаян», № 2, январь 1965 года
Рисунок И. Хантемирова
«— Толком не посмотрел, а поднял крик: „Наша дочь забыла надеть юбку!”»
«Чаян», № 14, июль 1970 года
Рисунок Э. Дышаева
«— Уверяю вас, этот фасон сейчас в моде...»
«Чаян», № 13, июль 1986 года
Рисунок А. Шульпинова
«Чаян», № 21, ноябрь 1986 года
Рисунок И. Хантемирова
«Чаян», № 19, октябрь 1982 года
Рисунок Т. Фаизова
«— Эти пояса войдут в моду на будущий год»
«Чаян», № 17, сентябрь 1991 года
Рисунок Э. Дышаева
Фото: Даша Самойлова
Благодарим Айдара Шайхина за помощь в создании материала